Виды парусных судов
В зависимости от носимого парусного вооружения (прямое, косое, смешанное) и количества мачт парусные суда носят следующие названия (рис. 44): суда с прямым парусным вооружением - корабль, бриг, с косым парусным вооружением: одномачтовые - шлюп, тендер; полутора-мачтовые -кеч, иол; многомачтовые -шхуна.

Рис. 44. Типы парусного вооружения. а - кэт; б - шлюп; в - гафел тендер; г - иол; е - гафел. шхуна; ж - стаксел. шхуна; 1 - грот; 2 -стаксель; 3 - кливер; 4 - грота-топсель; 5 - бизань; 6 - генуя; 7 - грот-стень-стакель; 8 - фок; 9 - фор-трисель; 10 - летучий кливер; 11 - грота-стаксель; 12 - "рыбацкий" топсель.
Парусные суда со смешанным типом парусного вооружения - это 2-мачтовая бригантина, барк и баркентина. Существуют еще особые виды парусного вооружения, рассматривать которые мы не будем.
Парусное вооружение яхт, как правило, бермудское или гафельное. Прямое парусное вооружение на них почти не применяется, смешанное - крайне редко. В зависимости от способа обеспечения боковому сопротивлению сноса (дрейфу) различают несколько основных конструктивных типов парусных судов. Килевая яхта имеет киль - глубокий "плавник", создающий значительное боковое сопротивление дрейфу. Киль может оставлять одно целое с корпусом или выполняться в виде отдельной его части. Для увеличения остойчивости к нижней части киля крепится чугунный либо свинцовый груз, называемый балластным или фальшкилем. Масса фальшкиля составляет до 40% водоизмещения судна, поэтому цент тяжести килевой яхты расположен низко, ее остойчивость всегда положительна и достигает максимума при крене 90°, когда паруса уже лежат на воде. Известно немало случаев, когда яхты соверщали полный оборот на 360° и, будучи поставлены на ровный киль усилиями экипажа, сохраняли свои мореходные качества. Килевые яхты имеют большую осадку и предназначены для плавания на морях и больших озерах (водоемах) с достаточной глубиной и сильными ветрами.
Швертбот - легкое парусное судно, используемое на мелководье, боковое сопротивление которого обеспечивается швертом (см. определение выше). Остойчивость швертбота достигается за счет увеличения ширины корпуса и действий экипажа по открениванию, располагающегося на планшире или откидываясь за борт с помощью трапеции (подвески с поясом, крепящейот к мачте). Яхта типа компромисс является промежуточным типом между килевой яхтой и швертботом. Компромиссы предназначены для плавания в мелководных районах, но с сильными ветрами Ярким примером такой яхты является распространенная яхта "Ассоль", разработка б. ЦКБ «Нептун» ( 5,5 х 1,9; водоизмещение 1175 кг, бермудский шлюп, площадь парусности - до 16 кв.м., корпус-стеклопластик, каюта на 4 человек, самоотливной кокпит, возможно применение ПЛМ до 9 кВт).
Существуют яхты со скуловыми килями, многокорпусные парусные суда - катамараны, тримараны Основное преимущество последних - плавание под парусами в районах еще более мелководных нежели для яхт типа компромисс. Все маломерные парусные суда по характеру их использования к району плавания могут быть разделены на гоночные, крейсерско - гоночные, крейсерские (или тур» стические) и прогулочные. К гоночным яхтам и швертботам относят сугубо специальные суда, пред назначенные для гонок по олимпийской дистанции вблизи берега в море или на озерах. Крейсерскогоночные яхты предназначены для морских гонок на большие дистанции. К группе крейсерских или туристических яхт относят парусные суда, для которых развитие максимальной скорости не является основной целью. Они часто снабжаются дополнительным двигателем, который становится таким же средством движения, как и паруса. Туристические яхты отличаются большей комфортностью для экипажа, допускают присутствие пассажиров на борту и более автономны. К прогулочным парусным лодкам можно отнести яхты и швертботы, которые по уровню комфорта, мореходным и ходовым качествам могут использоваться лишь для кратковременных выходов и походов выходного дня.
Типичный швертбот (рис. 45) имеет длину 3,5 - 5 метров, ширину 1,1 - 1,3 м, осадку со швертом - 0,75 м, бермудское парусное вооружение. Типичным поименован потому, что главные характеристики и основные элементы его устройства характерны для большинства швертботов других моделей. Он рассчитан на экипаж до 2 человек, высокая квалификация для управления парусами не требуется. Устройство, наименование парусов, деталей и узлов ясны из рисунка и дополнительного разъяснения, на наш взгляд, не требуют.
Крейсерская яхта (рис. 46, рис. 47), имея своим назначением плавание в открытом море и совершение дальних морских походов, устроена гораздо сложнее.

Рис. 45. Типичный швербот

Рис. 46. Подводная часть яхты
Яхты такого типа имеют длину от 6 до 24 метров, экипаж 7-12 человек с автономностью плавания до 30 и более суток. Как правило, это суда с широким и высокобортным корпусом, плавниковым утяжеленным килем и гладкой палубой, парусным вооружением - бермудский шлюп, имеющие на борту большой набор дополнительных парусов, для постановки и уборки которых оборудованны средствами палубной механизации.
Набор парусов или "парусный гардероб" яхты (рис. 48), как и ее комплектация средствами автоматизации управления, навигационного ориентирования и связи подбираются в зависимости от района и цели плавания таким образом, чтобы обеспечить при любом ветре наиболее полное использование ее возможностей и безопасность плавания. Касаясь вопроса подбора парусов, следует сказать, что бермудскому шлюпу для прибрежного крейсерского плавания потребуется: четыре разновидности стакселя (включая штормовой), грот, трисель (заменяет грот во время шторма) спинакер. На тендере в дополнение к этому набору ставят еще два кливера, на кече - бизань. В связи с тем, что паруса крейсерских яхт испытывают большие нагрузки, палубное оборудование должно обладать повышенной прочностью и быть надежно закреплено. Нагрузки бывают столь велики, что экипаж не может управлять парусами без помощи лебедок и системы блоков, которые устанавливаются по периметру палубы в соответствующих местах. Схемы размещения палубного оборудования большинства яхт похожи, поэтому достаточно разобраться в приводимой схеме типовой яхты.