Хочу поделиться своими впечатлениями от похода по озеру Топозеро и реке
Поньгома в Карелии на надувных байдарках "Щука". Эти лодки
пока мало известны за пределами Москвы, а информация о них в Интернете
в основном ограничивается рекламой-отзывами-комментариями (http://stalker.lib.ru/)
на сайте автора и производителя Щуки Михаила Чернецкого, статьей Андрея
Чупикина (http://chupikin.boom.ru/)
и не всегда конструктивной перепалкой между "щуководами" и
"щуконенавистниками" в fido. (Уже после нашего похода появились
еще несколько отзывов, в частности Михаила Трускова о подъеме со Щукой
вверх по течению бечевой (http://www.skit.by.ru/equipment/canoe/shuka_trusk.htm)).
Обычно все справедливо отмечают неоспоримые достоинства Щуки на сплаве
по мелким шкуродерным рекам. Наш поход показал, что эта лодка отлично
ведет себя и на больших открытых водоемах, и в довольно сложных порогах
с небольшим расходом воды, что делает ее удачным выбором для многих
маршрутов по рекам Карелии и европейского Севера России. Надеюсь, этот
текст будет полезен тем, кто собирается приобрести такую лодку, стоит
перед выбором или еще не успел как следует обкатать ее.
Сам маршрут и его прохождение отражены здесь весьма кратко. На реке
мы пользовались очень приличной лоцией Афиногенова (http://www.kulichki.com/moshkow/TURIZM/ponxgoma2.txt),
единственное существенное добавление к ней - описание прохождения порога
Корней.
Несколько предварительных замечаний
Это мой первый поход на Щуках. Маршрут считается второй категории сложности,
состоит из большого Топозера (более 70 км в длину), недлинного волока,
нескольких озер поменьше, реки Поньгома и маленького перехода по заливу
Белого моря - губе Домашняя. Препятствия на реке - около 60 порогов
1-3 категории сложности - в основном мелкие шкуродерные шиверы и несколько
сравнительно мощных порогов-сливов, один из которых, Корней, обычно
считается непроходимым для байдарок. Препятствия на озерах (помимо расстояния)
- сильные ветра и шторма. Особо оговорюсь - не пытаюсь распространить
оценку достоинств лодки для более крупных водоемов (открытое море и
крупные заливы, озера типа Ладожского и Онежского) и "белой воды"
(пороги с большим расходом воды, крупными стоячими валами, бочками и
т.д.). И так "ниша" не маленькая. Тем более, что мой водный
опыт хоть и довольно длительный (с 1975г.), но по технической сложности
весьма ограничен - та же Поньгома в 78 г. в большую воду с обносами
некоторых порогов (в тексте есть лирическо-технические отступления о
том походе для сравнения и из ностальгических побуждений), Мста, Лосево.
Последние годы - детские походы по спокойным речкам средней полосы,
Карельского перешейка и Урала. Ходил на Салютах и Тайменях. Есть некоторый
пеше-горно-лыжный опыт. Приоритетом в водном походе для меня является
отдых и природа, а препятствия - желательным, но не обязательным дополнением.
С этой точки зрения и пишу. Я не оговариваю в каждой оценочной фразе,
что это мое скромное мнение. Поэтому любителям слэнга предлагаю самостоятельно
мысленно расставить милую их сердцу аббревиатуру, а горячих поклонников
других плавсредств прошу не воспринимать последующее как пропаганду.
С отмазками покончено, перехожу к делу.
Весной 2001 мы купили две надувные байдарки Щука-3 (Щ-3. В дальнейшем
цифра с тире перед ней означает номинальное количество гребцов, а без
тире - номер байдарки в нашей группе), поскольку старый наш Таймень-3
стал маловат для резко растущей по весу и объему семьи (моим сыновьям
- 14 и 15). Кроме того, решили перейти от матрасных походов к чуть более
интересным в техническом плане. Маршрут Топозеро - река Поньгома - губа
Домашняя был выбран по соображениям красоты, сочетания озер, реки и
кусочка моря, ненаселенки, характера порогов - практически безопасных
для жизни, но интересных для нас технически.
Состав группы - 7 человек на трех Щуках-3 (Щ1,Щ2,Щ3).
Сергей Шендеровский, 41 - руководитель, капитан Щ1; опыт см. выше
Саша Шендеровский, 14 - матрос Щ1; детские походы по спокойным речкам
с 4-х лет
Илья Шендеровский, 15 - капитан Щ2; детские походы по спокойным речкам
с 5-и лет
Света Шендеровская (моя жена) - матрос Щ2, завхоз, фотограф, летописец;
Мста, Лосево, альпинистский и пеше-горный опыт
Валера Данилов, 47 - капитан Щ3, главный рыбак; Кереть на катамаранах;
месяц после операции аппендицита
Ксюша Григорьева, 18 - матрос и хозяин Щ3; детские походы по спокойным
речкам
Наташа Данилова (жена Валеры) - пассажир-рулевой Щ3; впервые в жизни
в походе; не умеет плавать, испытывает безотчетный страх перед водными
пространствами, которые нельзя переплюнуть с разбега.
(Некоторые, может быть на чей-то взгляд лишние, подробности я привел,
чтобы подчеркнуть качества лодки)
Поход (без подъездов) продолжался с 7 по 23 августа 2001 (7-14
- Топозеро с дневкой на о-ве Тараскин, 15-23 - оз. Левицкое - оз.Поньгома
- река Поньгома - губа Домашняя с дневкой на озере Поньгома.). От Лоухов
до Кестеньги быстро и хорошо доехали на УАЗе с тентом (Юрий Михайлович,
т.(8)-814-39-22182). Природа нас баловала. Погода прекрасная: в основном
переменная облачность или ясно, иногда дождь, один раз очень сильный
ливень со шквалом, часто сильные ветра и шторма на озерах. Море ягод
(черника и голубика, остатки перезрелой морошки, очень крупная почти
созревшая брусника) и грибов (сначала подосиновики, ближе к Белому морю
белые). Рыбы не очень много, но нам хватило: на Топозере - хариус и
щука, на реке - окунь (клюет на макароны!), щука, плотва.
Топозеро очень красивое. Надеюсь, туристы, бороздящие его вдоль и поперек
под парусом, опишут его подробно. Очень понравились микрофьорды острова
Ваннешуари, монолитные гранитные пляжи и скалы с прослойками кварца
на мысах островов и материка, песчаные бухты острова Тараскина, там
же неисчерпаемые плантации черники и великолепная панорама с верхней
площадки геодезической вышки. Несмотря на свой древний вид, вышка очень
надежной и продуманной конструкции, построена на совесть и до сих пор
весьма прочна, хоть и наполовину сгнила. Несущие стойки и балки из очень
толстых бревен скреплены мощными скобами, все перекладины лестниц солидного
диаметра и врезаны ласточкиным хвостом, даже по последнему пролету из
одной стойки с поперечинами мы (я и Света) поднялись хоть и осторожно,
но без проблем. Вышка внушает уважение к людям, ее строившим. На карте
она отмечена точкой с цифрами 155 (в последнем издании атласа цифры
исчезли).
О ветрах. Не знаю всегда ли так, но при нас на основной акватории
Топозера почти все время дул юго-восточный ветер с умеренным волнением
. Что интересно, при стабильной погоде он часто усиливался вечером,
дул всю ночь и стихал к рассвету. В аэродинамической трубе в районе
островов Кукат - Хамегеншари - Шелькашари - Нумушари во время ночного
перехода 13-14 августа (ошибка с точки зрения безопасности, но романтики
- выше крыши, к тому же наблюдали полярное сияние) ветер незадолго до
рассвета за какой-то час с резким усилением сменил направление на почти
противоположное запад-северо-западное. Начался шторм, и мы были буквально
выброшены прибоем на песчано-каменистый пляж мыса материка напротив
острова Раяшари, вместо запланированного мыса острова Нумушари. Еще
более крепкий шторм был на озерах Вокшозеро - Волиналамбина 18 августа,
когда два дня подряд, не стихая, дул сильный западный ветер. Линейки
для измерения высоты волн у меня с собой не было, мнения участников
варьировались от "вам по пояс будет" до "скроет".
Барашки на гребнях волн я бы уменьшительно-ласкательным суффиксом уже
не снабжал. К счастью, ветер был попутный, и мы, стримаранившись, под
развернутыми плечами пролетели оба озера насквозь за час, не сумев оценить
их красот.
Об упомянутом выше ливне со шквалом. Нам предстоял переход с
той стоянки, куда нас выбросил ночной шторм, мимо острова Раяшари в
ветровую тень острова Нумушари и дальше на выход из Топозера. В двухстах
метрах от берега Наташе показалось, что она оставила на берегу фотоаппарат,
и мы с Сашкой вернулись его искать. Не найдя аппарат (он, конечно, оказался
в кармане у владелицы) мы присоединились к остальным экипажам, ждавшим
нас у берега Раяшари, и тут на горизонте заметили растущую черную тучу.
Поскольку до Нумушари было километра два, да еще под впечатлением от
ночного шторма, я решил перестраховаться, и мы высадились на Раяшари
и натянули тент (Петрович, спасибо!). Привалили наветренный край бревнами
и буквально через пять минут уже держали его спинами под сильнейшим
шквалом и ливнем, продолжавшимися минут десять. Хороши бы мы были на
воде. Наташе-растеряше была объявлена благодарность за дезинформацию.
Так что будьте осторожны, следите за небом, держитесь вместе, "зонтики"
далеко не прячьте.
Тем не менее Топозеро оказалось более "домашним", чем я предполагал.
Весь рельеф материка и островов прекрасно просматривается, берег всегда
четко виден, ориентироваться по карте легко.
О стоянках. На Топозере очень чистые. Знаешь, что не ты здесь
первый, но кроме кострищ и мест под палатки других доказательств нет.
Людей, точнее плавсредства (чаще парусники) видели только издалека.
Резкий контраст на реке. Некоторые стоянки (к счастью не все), извините
за выражение, засраны в фигуральном и прямом смыслах слова. Боюсь, что
причина не только в большей нагрузке (добавляются группы, начинающие
с озер Лулло и Поньгома) на меньшую площадь, но и в разном отношении
к берегу туристов-путешественников Топозера и не лучшей части "чистых"
водников, интересующейся главным образом уровнем смеси адреналина и
алкоголя в крови. Не жду дискуссии на эту тему. Как говорится, помогите
материально. Однако, и по реке шли поначалу в одиночестве, только в
районе Стола мы догнали несколько групп.
Волок из Топозера в Левицкое. Протока до дамбы широкая и глубокая.
От дамбы две тропы. Одна прямо (продолжение протоки) - сырая, петляет
среди кустов и деревьев, расстояние метров 700. Упирается в пляжик и
приличную стоянку на берегу Левицкого. По этой тропе мы перенесли рюкзаки.
Другая, несколько длиннее, идет сначала по дамбе, потом сворачивает
с нее налево, выходит на Левицкое метрах в 300 от первой, гораздо лучше:
сухая, твердая, широкая. Кусок тропы метров в 30 кривой, но основное
препятствие, как выразилась Света, - невероятное количество подосиновиков,
растущих прямо на тропе и в непосредственной близости от нее. По ней
мы вдвоем с Валерой без перекуров, но и без спешки за час (а дело было
ночью) перетаскали три байдарки, а потом перегнали их на стоянку.
О воде на реке и порогах. Уровень воды невысок (мягко говоря).
В начале я все удивлялся - как же мы шли здесь на Салютах в июле 78-го?
На Корнее стало очевидно падение глубины Поньгомы (пардон за каламбур).
Тогда не было скальных выступов у правого берега. Вода заполняла все
русло и неслась наклонно, перегибаясь на плитах. Если бы не кое-где
застрявшие в камнях бревна, с технической точки зрения прохождение Корнея
было бы (как я сейчас думаю) относительно несложно - только не падай,
струя не дура - вынесет. Кардинально изменились Мостовой и Морской пороги.
Мостовой в 78-м был тоже весь залит, в начале слив с хитрой подводной
плитой перед ним (она развернула нас кормой на сливе) и приличный прижим.
Дальше весь этот сад камней торчал только отдельными верхушками, шивера
была мощной с неясным фарватером и острыми камнями (одна из наших Салюток
за несколько секунд ушла на перископную глубину с разрезом около метра,
а чуть раньше мне с большим трудом удалось избежать классического "галстука"
- сомневаюсь, что в августе 2001-го на поньгомских шиверах можно было
бы где-то намотаться). Морской сильно проиграл от малой воды - в 78-м
это был мощный поток с хорошими стояками.
Теперь о том, как было в этот раз. Большинство порогов - мелкие шкуродерные
шиверы, действительно хорошо обучающие рулежке. Все они очень толково
описаны в лоции Афиногенова. Некоторая путаница (возможно, из-за разного
уровня воды), возникла только в конце, после Мостового. На Тайменях
идти в такую воду грустно. У сборной группы из Ростова и Северодвинска
(наши дети назвали их космонавтами из-за сухих гидр наподобие ОЗК, пузатых
спасжилетов и касок) к Мостовому кончился запас клея, заплат и терпения.
На катамаранах скучновато, хотя веселая компания из Краснодара и Николаева
на К-2 и К-4 не унывала. Был один каякер на каркасно-поддувном из Луганска
(и с ним дядька с девушкой на пузатом кате-2), но мы не поняли - то
ли он новичок (хотя и далеко не юноша), то ли очень уж жалел каяк. Стол
он проскребся под правым берегом, держась руками за обливники, Роман
и вовсе большую часть прошел ногами, в сливы, даже почти чистые, не
лез, Корнея обнес. Поскольку наша вполне чайниковая группа с большим
удовольствием и без особого напряжения прошла все, могу утверждать,
что на Поньгоме Щука - оптимальный вариант. (Тем более в августе, когда
погода, грибы, ягоды, нет гнуса и мало народу, но для других лодок мелко).
На Падуне катались, навесив над сливом "прицел", сначала
для разведки сборным мужским экипажем, затем штатными, под конец втроем
с пассажиром Наташей. Проходится чисто, каменная лунка в сливе не мешает.
Кстати, Падун мало изменился по сравнению с большой водой, видимо это
сильно зависит от расположения по отношению к озерам и другим порогам,
и собственной "конструкции". Выходная шивера только стала
сильнее выражена и мельче.
На Столе катались в косой слив и котелок справа от него (это более
простой путь) с последующим разворотом в струю, идущую вдоль каменной
гряды. Видимо, этот маневр определяет 3 категорию Стола для каркасных
байдарок, и не всем тайменщикам он удается, однако на Щуке выполняется
довольно легко. Наклонная плита у левого берега нас не привлекла - уж
больно шкуродерно (пленка воды 2-3 см с ребрами) да и мало удовольствия
в том, чтобы стучаться кормой о камень за сливом. На мой взгляд, так
же неинтересен путь под правым берегом - нам, во всяком случае, хватило
посмотреть на прохождение каякера.
Роман тоже прошли довольно чисто, штатными экипажами (с обносом груза).
Люди, которых мы встретили на пороге, сказали, что кто-то перед нами
порвался на ледорезе. Обходите его справа, хотя это и так очевидно.
В начале второй части (после моста) очень интересен вираж у камня, дальше
по струе в сливы, бочечки и валы (совсем небольшие в нашу воду). Ну
и, как водится, шкуродер на выходе.
Корней, потеряв, так сказать, суммарную мощь, сохранил мощь локальную
и значительно выиграл в смысле технической сложности. В малую воду он
обычно считается непроходимым для байдарок, во всяком случае это, пожалуй,
единственный реально опасный порог на Поньгоме, и этим он выбивается
из ряда остальных поньгомских порогов. Первая ступень - короткая крутая
шивера или, если хотите, длинный пологий слив через нагромождение мелкосидящих
подводных и обливных камней. Сомневаюсь, что в нем возможен сколько-нибудь
осмысленный маневр. Затем короткая, метров десять, пауза гладкого быстротока.
И подряд два слива. В первом из них центральная и правая струи потока
образуют два косых вала с узким глубоким провалом между ними и бьют
в каменный зуб с эффектным фонтаном в центре основного слива. Зуб мешает
простому сплаву по струе. Ниже зуба две косые поверхностные бочки, образующие
треугольник, там ничего страшного. А дальше традиционная шивера, только
помощнее других. Поглядев весь вечер и утро на порог, я решил идти его
одним сборным мужским экипажем, разумеется, на разгруженной байдарке,
а остальные обнести. От плиты у левого берега по диагонали в направлении
центра через каменный лабиринт первой ступени просматривается относительно
прямолинейный желобок, весьма сомнительный для Тайменей, но вполне достаточный
для Щуки. Потом в паузе надо развернуться налево градусов на 60, набрать
скорость и перескочить с вала центральной струи на вал правой и далее
в основной слив в вершину треугольника бочек впритирку левым бортом
к зубу. Других разумных вариантов (кроме обноса, конечно) я не увидел,
хотя как я уже сказал, Корней сильно меняется в зависимости от уровня
воды, в другое время все может выглядеть иначе. Работавшему матросом
Валере показалось, что мы были недалеки от киля, но я думаю, что он
просто не привык сидеть в бедренных упорах и принял мое откренивание
за готовность к перевороту. Нам обоим очень понравилось, но повторять
не стали, чтобы не дразнить жен, не разделявших нашей эйфории. Так что
статистики нет, но все же думаю, для Щук Корней стабильно проходим,
причем в управляемом режиме. Если говорить о других плавсредствах, то
на катах компания из Краснодара его прошла (мы подошли чуть позже и
не видели), а парень из Северодвинска из группы тайменщиков-космонавтов
(они, естественно, обносили) говорил, что несколько лет назад в большую
воду они его проходили на КНБ "Катран". Насчет каркасников
не знаю. С одной стороны, прошли мы довольно чисто, ничего особо не
цепляли, значит, и хорошо пролеенный разгруженный Таймень должен проскочить.
(В Сети есть фотографии прохождения Корнея на Таймене без матроса http://water2000.narod.ru/other/pongoma.htm).
Но с другой - цена промаха для Щуки и Тайменя несопоставимы, а целиться
с воды - не то же самое, что с берега. Во всяком случае, я в Корней
на Таймене не полез бы.
Если Корней - самый эффектный и мощный, то Мостовой - самый сложный
и тяжелый физически порог. Вот уж где нарулились, вспотели все. "Космонавты",
которых мы к вечеру там догнали, первую байдарку разрезали в самом начале
и остальные проводили все полверсты - трудились по полной программе.
Это был их последний порог, они сходили у моста. Утром, когда мы уже
готовились проходить и осматривали с левого берега начало, подъехали
катамаранщики из Краснодара и Николаева. Легкая двойка прошла без особых
проблем. За ней груженая четверка с пятью парнями шла так: садилась
на камень, один или двое человек слезали и кое-как спихивали ее, и через
пять метров все повторялось. Мы отпустили их примерно к зигзагообразным
сливам в середине шиверы, устали ждать и поехали (груженые). Обогнали
метрах в двадцати за сливами. При этом единственный раз более-менее
сели на камни - при обгоне вышли из струи и не успели вовремя вернуться.
Морской порог, как я уже сказал, очень проиграл в мощи и красоте из-за
низкого уровня воды, шиверы очень мелкие - мы попали в самое начало
прилива.
Кстати, о приливе. Вопрос - как заранее определить его время?
Ответ дается у Афиногенова - надо накануне посидеть подольше у костра
за поздним ужином, дождаться кульминации Луны, добавить 2 часа - вот
вам и максимум прилива. Есть там, правда ненавязчивая оговорка "при
благоприятных обстоятельствах". Поскольку вместо них могут случиться
неблагоприятные, как то: новолуние, плохая погода, усталость или отсутствие
продуктов для позднего ужина, то тем, кто, вопреки национальной привычке
решил не полагаться на авось, могу порекомендовать ссылочку для расчета
восходов и заходов Солнца и Луны (http://www.astro.tomsk.ru/calc).
Координаты устья Поньгомы примерно 65.4 гр. с.ш. 34.4 гр. в.д. Остается
один неразрешенный мной вопрос: по расчетам выходило, что кульминация
Луны должна была быть 23 августа днем в 16.30 (не проверил), а максимум
прилива был примерно в 21 час, т.е. с зазором не в 2, а в 4,5 часа.
Нестыковка возможна из-за часовых поясов и летнего времени, так что
для пущей точности засинхронизируйтесь заранее, например по заходу Солнца.
Между прочим, я впервые в жизни обратил внимание и поразился, какой
хитрый график восходов и заходов у Луны. Не успокоился, пока не повертел
кружок бумаги (горизонт), насаженный набекрень на наклонный карандаш
(Земная ось), щуря глаз на расставленные на столе ластики (Солнце и
Луна).
Приливное течение довольно шустрое, постарайтесь им воспользоваться.
Кроме того в отлив узкий скалистый остров напротив устья Поньгомы становится
полуостровом - придется обходить или ждать. Опять же будьте внимательны:
шторм на море не то же самое, что шторм на озере.
В губе шли против довольно сильного ветра с дождиком, но разогнать волну
со стороны материка там особо негде. (В 78 году ветер был попутный,
и мы катались на большущих пологих волнах. Как это отразилось на деревянных
кильсонах Салютов догадайтесь сами, но было весело.) В этот раз всем
понравилась ярчайшая, быстро меняющаяся радуга над морем.
От места разборки в Кузему ведет хорошая лесная тропа (метров 500),
потом короткий кусок старой плохой (для машин) дороги, потом новая дорога
(все повороты направо). В поселке от перекрестка налево. Идти без груза
минут 25. Кому лень тащить - можно обратиться в Куземе к Виктору Андреевичу
Степанову, дом 6, кв. 2, бортовой ГАЗ, в любое время, к любому месту
и очень недорого. Мы так и сделали. До старой дороги, правда, все-таки
дотащить пришлось. (А в 78 мы ночью шли болотом по гати - двум досочкам).
Теперь о Щуке
Постараюсь по возможности избежать повторения общих мест. Вначале одно
замечание касательно критики производителя и призывов к нему что-то
изменить. Я не разговаривал с Чернецким на эту тему, чужая душа - потемки,
но предполагаю, что человек, до сих пор работающий в НИИ по своей специальности
(пишу это с иссиня-белой завистью) и делающий бизнес для прокорма, вряд
ли будет из кожи вон лезть, чтобы задушить всех конкурентов, вытеснив
их с рынка "абсолютной" байдаркой. Да и все равно всем не
угодишь. Щука в теперешнем виде технологична, пользуется платежеспособным
спросом - что еще надо человеку, чтобы встретить старость? Так что вот
лозунг момента: "Нам нельзя ждать милостей от Чернецкого, взять
у него Щуку и доделать под себя - наша задача!".
Итак, какие я сделал доработки.
Главный недостаток Щуки (как и всегда, продолжение достоинства, высокой
маневренности) - плохая устойчивость на курсе, вертлявость. Это
врожденное свойство любого плоскодонного судна и никакое перераспределение
груза тут не поможет. Да простят меня уважаемые участники дискуссии
на эту тему за резкость и язвительность, но их спор о том, в какую сторону
и каким концом вперед должно плыть бревно, мне сразу показался полным
бредом. Я сам физик по образованию и восхищаюсь гением Бернулли, но
у меня всегда было стойкое подозрение, что как только обтекание становится
чуть-чуть неламинарным (то есть сразу), да еще сверху ветер дунет наискось,
да еще форма корпуса - не благородное бревно, а сложная и непостоянная
бугорчато-складчатая (этакая загогулина, понимаешь), то тут сама природа
не знает, в какую сторону в следующий момент она завернет, забыв про
взаимное расположение центров масс и сопротивления. Вспомните знаменитую
притчу про теоретика, с легкостью объяснившего график, перевернутый
вверх ногами. И добрые моряки всех времен и народов, не забивая себе
головы попытками рассчитать и предсказать слабо поддающиеся расчету
и предсказанию воздействия стихий, ставят РУЛЬ (по научному - кучу воздействий
первого порядка малости кроют, как бык овцу, воздействием нулевого порядка).
Скажете - руль приделать хлопотно. Но вертлявость - это естественное
слабое место Щуки, ее надо компенсировать. Вот вам аналогия - любой
чайник знает, что если не пролеить (не наклеить протекторы) Таймень,
то поход по шкуродерной речке будет сплошным мучением, а то и вовсе
преждевременно закончится вместе с запасом клея и заплат, поскольку
оболочка у стрингеров и кильсона - естественное слабое место каркасника.
Так что не ленитесь. Наверное, лучше сделать для подвески руля жесткий
транец-намордник (точнее напопник), но у меня прекрасно работал и мягкий
в виде шестиконечного креста из стропы и веревочек, натянутый на обвязку.
Руль - обычный тайменевский. В стремена влезать нам так и не надоело
до конца похода, это гораздо проще, чем регулярно одним веслом упираться,
а другим табанить, пытаясь удержать курс. Даже просто прямо поставленный,
руль играет роль стабилизатора. А управляемость и устойчивость на курсе
в шторм - это вообще вопрос элементарной безопасности. Так что считаю
Щуку без руля таким же полуфабрикатом, как и непролеенный Таймень. (У
меня была полемика на эту тему с Андреем Чупикиным, и я решил сделать
оговорку. Если вы техничные гребцы и можете держать курс на полном автомате
и/или ходите только по горным речкам, где нет больших плесов и тем более
озер, может быть, рули вам и ни к чему. Но нам на Топозере, да и потом,
они очень даже пригодились.)
Другой недостаток - слабая продольная жесткость (некоторые даже
говорят "никакая", но я думаю, что это крайнее мнение принадлежит
забывшим взять помпу-лягушку, или накачавшим ее сухую на жаре). На подобном
маршруте гибкость часто, наоборот, достоинство. Тем не менее, я пришил
к деке дополнительные петли и привязал к ним жерди. В каяк и даже в
Таймень Щука при этом не превратилась (и слава Богу), но жесткость повысилась
заметно (особенно помогает при не очень накачанных баллонах). Я бы сказал,
соотношение гибкости и жесткости приблизилось к оптимальному для данных
препятствий. Кроме того: с жердями легче скатамараниваться, особенно
экстренно; переносить байдарку; перелазить на берег, если нельзя причалить
бортом; ставить парус (у меня был самодельный "Стриж" 2,5
кв.м. - баловство, но удовольствия море). Только как следует обстругайте
жерди, а лучше еще обклейте скотчем рядом с гребцами. Я в самом начале
второй части Романа загнал себе щепку под ноготь на всю глубину и ехал
до конца порога с выпученными глазами.
Обвязка еще добавит жесткости, а заодно и послужит основой для
крепления руля.
Бедренные упоры (они подробно описаны у Чупикина) - очень полезная
вещь, не обращайте внимания на поговорку про взаимоотношения немастера
с каподастром. Упоры не помогут вам, если а) у вас напрочь (как класс
или временно) отсутствует координация движений; б) у вас острый приступ
радикулита, в) вы забыли их надеть. А если вы еще хоть краем уха слышали
сакраментальное "Дно к струе, крен на препятствие", то большей
части потенциальных килей (речь, напомню, не о "белой воде")
вы успешно избежите.
Про юбки. Я одну для себя переделал, остальные оставил как есть.
На тренировке на гладкой воде мы из них выпадали без проблем. Есть ли
опасность захлеста ими ног в сильной струе - не знаю. Если кто пробовал
- поделитесь опытом. Во всяком случае не пытайтесь затянуть резинку
от трусов на горловине, во-первых толком не получится, для этой кордуры
нужен реп с полиспастом, во-вторых опасно. Лучше нашейте репейник и
делайте складку.
Баллоны у нас держали хорошо. Но концы медицинской трубки со
временем слегка растягиваются - лучше обмотайте их изолентой. Привяжите
веревочкой затычки и следите, чтобы эти веревочки не попали в трубки
- а то будет травить.
Шпангоуты. Во время тренировочных килей (когда я падал один
и самостоятельно), в результате резкого перекручивания пара шпангоутов
выпала, но осталась внутри. Как в реальности бывает - не знаю, но лучше
их привязывать.
ТТХ Щуки, с учетом этих доработок, выглядят следующим образом.
Озеро. Мнение, что Щука тут значительно уступает Тайменю
- ошибочно, точнее, относится к Щуке без руля, то есть полуфабрикату.
Я не плавал на Тритоновских изделиях, но могу сказать определенно: Щука
на озере по совокупности жизненно важных параметров намного лучше Тайменя.
Скорость я не сравнивал, не с кем было соревноваться. В любом случае,
1 км/ч погоды не сделает, поход - не регата. А в озерно-речном походе
и подавно полдня ремработ съест небольшое преимущество Тайменя. Пресловутая
сверхпарусность Щуки - миф, возникший по вине плоского дна, не сопротивляющегося
дрейфу. Лекарство все то же - руль. Щука прекрасно слушается руля, уверенно
держит курс, небольшой боковой снос при резких поворотах чувствуется
только на узкой петляющей речке и к нему легко приспособиться. Главное
отличие - поведение в шторм. Щука плавно огибает волну, не зарывается
и не прыгает, ее не заливает. Отлично держится к волне и носом и лагом,
кормой так вообще качка почти не ощущается. Крутая волна ссади-сбоку
лишь слегка заносит корму. Можно легко скатамараниться на ходу даже
в сильный шторм, как это мы сделали на Вокшозере. Для этого нам пришлось
разворачиваться и маневрировать под разными углами к волне - вот уж
где все в полной мере оценили лодку. Только, образно говоря, держите
ленточки ваших бескозырок в зубах - единственный случай, чуть не окончившийся
килем, произошел, когда матрос и пассажир Щ3 разом бросились ловить
сорванную ветром шапку. По мнению некоторых участников - на Тайменях
мы тут утопли бы. (На самом деле ничего страшного с нами не случилось
бы - спокойно отсиделись бы на берегу.) Все швы фартука и деки Щуки,
конечно, текут, но это сказывается на комфорте, а не на безопасности.
Не лень - проклейте. Единственное "но", или знак вопроса:
не знаю, каковы шансы одинокого экипажа, если, не дай Бог, вдали от
берега в холодную погоду внезапно спустит один баллон. Случалось ли
подобное с кем-нибудь? Во всяком случае, ходить желательно парами, а
лучше тройками и не разбегаться. А может, кто-нибудь изобретет и будет
производить аварийную гондолу с соответствующим крепежом?
Шиверы. В них Щука прекрасно себя чувствует. Про Таймень я уже
и не говорю, а по сравнению с катамараном идти гораздо интереснее. Дежурная
фраза "высокая живучесть в шиверах" требует дополнения. Щука
не только сэкономит вам силы, нервы и идиоматические выражения при прохождении,
время и клей с заплатами после, но и, самое главное, позволит вам с
удовольствием пройти те пороги, которые из-за хитрого сочетания шкуродерущей,
набороломающей и киляющей компонент с другим судном вы предпочтете обнести.
Смотрите только, что у вас прилегает ко дну. Все твердое, в том числе
пряжки герм - наверх. Бич тезы - крупный песок озерных пляжей, забивающийся
между дном и чехлами баллонов. У нас все потертости дна случились в
первый день порогов на этих пупырышках, пряжках и случайно попавшем
под коврик трофейном красивом плоском камушке. Пришлось делать генеральную
уборку. Ну и "Много пыли на дороге, много грязи на пути. Вытирайте
чище ноги перед тем, как в дом войти".
Пороги со сливами, бочками и валами. Пока у меня нет достаточно
обоснованного мнения на эту тему, таких порогов на Поньгоме в малую
воду было немного, и мощью они не отличались. В единственном по-настоящему
серьезном, Корнее, Щука вела себя достойно. Какого-то повышенного увязания
в бочках или вихляния в валах мы не заметили. Возможно, наш советский
турист при необходимости найдет новые резервы повышения жесткости и
бочкопробиваемости. А вот "врожденные" качества - маневренность
по направлению и скорости, как говорится, не пропьешь. Щуку легко развернуть
на месте, остановить или разогнать до максимальной скорости буквально
на длине корпуса. В будущих походах надеюсь проверить Щуку на чуть более
мощных порогах.
Вместимость. Другая дежурная фраза "лишнего места на Щуке
нет" соответствует действительности в том смысле, что место (как
и деньги) не бывает лишним, а только запасным. Места не просто много
- его навалом. Речь, конечно, идет о варианте двое на Щ-3. (Вариант
двое на Щ-2 мало приемлем в походах с порогами в первую очередь из-за
фехтования веслами). Я, помимо обычного снаряжения и продуктов, набора
котлов до 8 л, сковородок и раскладной жаровни, возил еще парусное снаряжение,
аварийно-дежурные дрова (привычка, на Поньгоме не лишняя - в некоторых
местах исключительно здоровый лес почти без сухостоя). Да еще в Щ3 сидело
трое, и все продукты, и кое-какое "приданое" Щ3 везли Щ1 и
Щ2. Примерно на третий день, когда съели хлеб, часть продуктов, и произошла
естественная утряска, я уже не знал, чем заполнить многочисленные и
немалые пустоты в байдарке. Под юбку среднего очка запихать можно очень
много. Кстати, у меня не хватило мозгов догадаться, зачем под фартуком
пришиты красные тряпочки в виде карманов, мешающие укладке. Для улавливания
мелких вещей при киле? Лучше класть мелочь в гермы и привязывать. Я
эти тряпочки отпорол, и стало вообще хорошо и просторно. Только по возможности
кладите вниз тяжелое (по моему опыту - не очень критично, остойчивость
хорошая, а на серьезных порогах все равно разгружаешься) и, обязательно,
мягкое/сыпучее.
Про малый вес все понятно. С лягушкой, веслами, рулем, жердями
и прочими прибамбасами и мокрая, Щука весит, конечно, уже не 14 кг,
но с Тайменем язык не поворачивается сравнивать, да и на загривок мягкий
баллон гораздо приятнее класть, чем штевень.
Сохнет лодка, по моему, дольше Тайменя, там внутри куча слоев
ткани, нам во всяком случае высушить на месте не удалось, да и выворачивать
наизнанку на грязи не стоит, но ничего страшного - свернули как есть
и досушили дома.
Для неэнтузиастов, наверное, довольно сложен процесс качественной предпоходной
сборки с выворачиванием наизнанку, залезанием в нос и корму и тщательным
расправлением там баллонов. Однако все это делается дома, заранее и
не спеша (если время и жилплощадь позволяют). Мне пришлось в день отъезда
собрать три байдарки, одну из них дважды из-за перекрутившегося баллона,
может быть поэтому и ворчу.
Единственная серьезная претензия к изготовителям (хотя пока никаких
серьезных негативных последствий) - откровенно слабый материал деки.
Швы при накачивании пока не ползут, но дырки видны. Кроме того к деке
пришиваются силовые элементы - бедренные упоры, петли. Подо все надо
подводить усиливающие накладки, особенно под переднюю петлю упоров.
Иначе под нагрузкой полимерная пленка дековой ткани рвется и отслаивается
от основы. По мелочи - кромки можно бы и оплавить, швы могли бы быть
поаккуратнее и поточнее, на поперечных швах чехлов баллонов не мешало
бы зигзаг вместо прямой строчки пустить, чтобы ткань растягивалась равномернее.
Серая теза дна на одной моей байдарке гораздо слабее желтой на другой.
Но в целом эти мелочи на ложку дегтя не тянут.
Оправдано ли название "Байдарка для чайников"? Для маршрутов
такого типа - несомненно. В том смысле, что она повышает безопасность
и прощает ошибки, за которые тайменщик крепко поплатился бы, если не
здоровьем, то снаряжением. Позволяет пройти пороги, недоступные экипажу
с данным уровнем подготовки на другой лодке, причем в управляемом режиме,
а не пассажиром в "автобусе".
Не вижу в этом ничего плохого или обидного. Если какой гранд будет утверждать,
что грамотно оценить препятствие как непроходимое и технично его обнести/провести
доставляет ему удовольствие, я усомнюсь в его искренности. Тут, конечно,
может возникнуть некая беспечность и беспочвенная переоценка своих сил.
Однако осторожность и критическое отношение к себе - все же свойство
человека, а не плавсредства. К тому же сидеть на камне неприятно и на
Щуке, так что стимулы к работе над собой есть.
Резюме таково: и маршрут, и лодка хороши и сами по себе, а в
комбинации просто прекрасные. Рекомендую.